Наш ДЕВИЗ

Не страшны нам ни ветер, ни снег, ни гроза, ни горячая смола, ни китайский сенсей, потому что мы – «Новый лицей»!

Материалы семинара руководителя команды "Новый Лицей" Злобиной Эллы Вячеславовны

Творческий подход к изучению математики и актуальные проблемы современной педагогики.

Мы ищем причины нежелания детей учиться, при этом стало модно ссылаться на большое количество информации, поглощаемой детьми: радио, телевидение, компьютер, Internet . Дети сегодня стали более информированными, но и только! Сама по себе информация ничего не дает, если она структурно не перестраивается, если между ее блоками не возникает связей. Изменения нашего общества повлекли за собой изменения социокультурной среды, и как следствие, возникла переоценка многих положений традиционного образования. Пересмотру подвергаются методы, способы, содержание образования. Переоцениваются роли ученика и учителя. Педагог в новых условиях должен стать носителем сознания, способным уйти от традиционной монологической речи, авторитаризма. В русле стратегического направления образования, утверждающего актуализацию потенциальных возможностей развития каждого ученика, и происходит процесс активного внедрения средств неформального образования, одним из которых может выступить, например, оригами.

 

Игра "Зигзаг удачи"

Обучение – это ремесло, использующее

бесчисленное количество маленьких трюков.

Д.Пойа

Если на уроке произошло что-то необычное, удивительное, неожиданное, или комичное и вызвало неподдельный интерес у школьников, эмоционально зацепило, значит это что-то (способ подачи учебного материала, специфические свойства информации или задач, а иногда организация обучения) выполнило свою задачу - повысило КПД урока.

Учебное занятие должно быть интересным. Задачи должны увлекать не только содержанием, но и формой. Одну и ту же задачу можно подать весьма буднично, а можно – интригующе. Можно провести обычную самостоятельную работу или тест, а можно поиграть в игру «Зигзаг удачи».

Скачать материалы по игре "Зигзаг удачи" можно [здесь] или [здесь]

План-конспект урока по геометрии в 7 классе

Продолжительность урока

45 минут.

Учитель

Злобина Э.В.

Тема урока

Сумма углов треугольника. Расстояние от точки до прямой.

Тип урока

Закрепление и совершенствование знаний.

 

Скачать план-конспект полностью можно [здесь] или [здесь]

Элементы теории приближения  

Не будем спорить – будем вычислять.

Г. Лейбниц

Материалы теории приближенных вычислении курса школьной математики разбросаны по всем учебникам. Ученики, да и, честно сказать, учителя относятся к данным темам весьма прохладно - на экзаменах же не встретятся.

В жизни мы имеем дело с числами двух родов. Одни в точности дают истинную величину, другие – только приблизительно. Часто мы сознательно берем приближенное число вместо точного, так как последнее нам не требуется. Во многих же случаях точное число невозможно найти по сути дела, и поэтому надо научиться выполнять всевозможные вычисления с приближенными числами. Задача учителя способствовать прочному, неформальному усвоению изучаемого материала.

Скачать материалы летней практики «Элементы теории приближения», связанные с темой «Треугольник» можно [здесь] или [здесь]

Оригами в геометрии

Психология раскрывает основы мыслеобразования и позволяет рассматривать мышление как механизм, приспособленный к биологической природе человека. [...] Наша практика по применению оригами как средства развития ребенка (начиная с младшего школьного возраста) показывает, что его использование отвечает задачам гуманизации, индивидуализации и гуманитаризации математического образования, кроме того, востребовано детьми.

Уже тот факт, что в процессе преобразования плоских и объемных фигур с применением методов оригами ребенок оперирует геометрическими объектами, непроизвольно усваивает геометрические понятия, изучает свойства фигур, свидетельствует о практической полезности оригами.

В таблице представлены пути воздействия оригами на уровень развития ученика.

Алгоритм

Логика

Практическое мышление

Прикладное мышление

Креативность

определенность, результативность, массовость, дискретность, конечность, элементарность, эффективность, индивидуальный темп мышления

рефлексия, последовательность, связность

связь рук и мозга, наглядность и практика для геометрических абстракций, тактильное подкрепление

конструктивность, моделирование, исследование, комбинирование, компоновка, вариации

самоконтроль, самостоятельность, интуиция, способность ориентироваться в незнакомой ситуации, реализация в бумаге, экономически доступно, активность, завершенность

Субъектность

Математика

Визуально–образное мышление

Пути повышения эффективности

мотивация, произвольность, самодвижение, интерес, общение, демократичность, самоуправление, преобразующая мировоззренческая позиция, эмпатия, позитивизм, активизация, пластичность

математическая речь, математическая символика, математические понятия, задачи, фигуры и тела, сравнение и измерение величин, топологические преобразования, обратимость операций

глазомер, преобразование форм, цвет, композиция, наблюдательность, подобие, создание синтетических конструкций

гуманизация и гуманитаризация

математики, индивидуализация, логико-эвристические аспекты мышления, внимание к мобильности психических процессов, активизация периферических процессов сознания, целостность, учебная мотивация

Скчать полностью статью "Использование оригами в изучении геометрии" можно [здесь] или [здесь]

Теоремы Чевы и Менелая

Огромную роль в процессе изучения геометрии играют задачи. Ведь для грамотного решения просто необходимо осознанное владение теоретическим материалом. Дело не только в умении применять полученные знания на практике, но и в обратной взаимосвязи: невозможно понять теорию, не отработав материал на практике, то есть во время решения. Кроме того, все математические понятия неотрывно связаны с окружающей нас действительностью, и взаимосвязи эти раскрываются в полной мере во время решения задачи.

Приемы и методы решения геометрических задач чрезвычайно разнообразны. Интересно испробовать различные методы при решении одной задачи и провести сравнительный анализ, найти специфические недостатки и преимущества, выбрать более простое и красивое решение. Решение задачи различными методами дает возможность полнее исследовать свойства геометрических фигур. Иногда удается наткнуться на свойство, о котором в задаче ничего не говориться, или получить эффектное обобщение задачи. Решая задачу разными способами можно быть уверенным на 100% в истинности ответа. Такого сорта занятие – увлекательная работа, требующая знания различных разделов геометрии. Длительная работа над одной и той же задачей часто полезнее, чем решение нескольких задач.

Одной из ключевых фигур в геометрии является треугольник. Вот уже два с половиной тысячелетия эта фигура является символом геометрии, но это не только символ, треугольник – атом геометрии. Треугольник неисчерпаем – постоянно открываются его новые свойства. Чтобы рассказать обо всех известных его свойствах, необходим том величиной в несколько тысяч страниц.

Среди теорем о треугольниках есть такие, которые люди знают с древнейших времен, например, теорема о квадрате, построенном на гипотенузе прямоугольного треугольника, а есть и открытые совсем недавно. Даже сейчас еще появляются новые теоремы о треугольнике. Данной фигуре уделяли внимание многие выдающиеся ученые: теорема Пифагора, формула Герона, точка Торричелли, окружность Эйлера, прямая Гаусса, теорема Лейбница и Карно и т.д.

Перед данным проектом стояла цель исследовать доказательства двух теорем: теоремы Менелая и теоремы Чевы.

Скачать проект можно [здесь] или [здесь]

Hosted by uCoz