Материалы семинара руководителя команды "Новый Лицей" Злобиной Эллы Вячеславовны
Творческий подход к изучению математики и актуальные проблемы современной педагогики.
Мы ищем причины нежелания детей учиться, при этом стало модно ссылаться на большое количество информации, поглощаемой детьми: радио, телевидение, компьютер, Internet . Дети сегодня стали более информированными, но и только! Сама по себе информация ничего не дает, если она структурно не перестраивается, если между ее блоками не возникает связей. Изменения нашего общества повлекли за собой изменения социокультурной среды, и как следствие, возникла переоценка многих положений традиционного образования. Пересмотру подвергаются методы, способы, содержание образования. Переоцениваются роли ученика и учителя. Педагог в новых условиях должен стать носителем сознания, способным уйти от традиционной монологической речи, авторитаризма. В русле стратегического направления образования, утверждающего актуализацию потенциальных возможностей развития каждого ученика, и происходит процесс активного внедрения средств неформального образования, одним из которых может выступить, например, оригами.
Игра "Зигзаг удачи"
Обучение – это ремесло, использующее
бесчисленное количество маленьких трюков.
Если на уроке произошло что-то необычное, удивительное, неожиданное, или комичное и вызвало неподдельный интерес у школьников, эмоционально зацепило, значит это что-то (способ подачи учебного материала, специфические свойства информации или задач, а иногда организация обучения) выполнило свою задачу - повысило КПД урока.
Учебное занятие должно быть интересным. Задачи должны увлекать не только содержанием, но и формой. Одну и ту же задачу можно подать весьма буднично, а можно – интригующе. Можно провести обычную самостоятельную работу или тест, а можно поиграть в игру «Зигзаг удачи».
Скачать материалы по игре "Зигзаг удачи" можно [здесь] или [здесь]
План-конспект урока по геометрии в 7 классе
Продолжительность урока |
45 минут. |
Учитель |
Злобина Э.В. |
Тема урока |
Сумма углов треугольника. Расстояние от точки до прямой. |
Тип урока |
Закрепление и совершенствование знаний. |
Скачать план-конспект полностью можно [здесь] или [здесь]
Элементы теории приближения
Не будем спорить – будем вычислять.
Г. Лейбниц
Материалы теории приближенных вычислении курса школьной математики разбросаны по всем учебникам. Ученики, да и, честно сказать, учителя относятся к данным темам весьма прохладно - на экзаменах же не встретятся.
В жизни мы имеем дело с числами двух родов. Одни в точности дают истинную величину, другие – только приблизительно. Часто мы сознательно берем приближенное число вместо точного, так как последнее нам не требуется. Во многих же случаях точное число невозможно найти по сути дела, и поэтому надо научиться выполнять всевозможные вычисления с приближенными числами. Задача учителя способствовать прочному, неформальному усвоению изучаемого материала.
Скачать материалы летней практики «Элементы теории приближения», связанные с темой «Треугольник» можно [здесь] или [здесь]
Оригами в геометрии
Психология раскрывает основы мыслеобразования и позволяет рассматривать мышление как механизм, приспособленный к биологической природе человека. [...] Наша практика по применению оригами как средства развития ребенка (начиная с младшего школьного возраста) показывает, что его использование отвечает задачам гуманизации, индивидуализации и гуманитаризации математического образования, кроме того, востребовано детьми.
Уже тот факт, что в процессе преобразования плоских и объемных фигур с применением методов оригами ребенок оперирует геометрическими объектами, непроизвольно усваивает геометрические понятия, изучает свойства фигур, свидетельствует о практической полезности оригами.
В таблице представлены пути воздействия оригами на уровень развития ученика.
Алгоритм |
Логика |
Практическое мышление |
Прикладное мышление |
Креативность |
определенность, результативность, массовость, дискретность, конечность, элементарность, эффективность, индивидуальный темп мышления |
рефлексия, последовательность, связность |
связь рук и мозга, наглядность и практика для геометрических абстракций, тактильное подкрепление |
конструктивность, моделирование, исследование, комбинирование, компоновка, вариации |
самоконтроль, самостоятельность, интуиция, способность ориентироваться в незнакомой ситуации, реализация в бумаге, экономически доступно, активность, завершенность |
Субъектность |
Математика |
Визуально–образное мышление |
Пути повышения эффективности |
|
мотивация, произвольность, самодвижение, интерес, общение, демократичность, самоуправление, преобразующая мировоззренческая позиция, эмпатия, позитивизм, активизация, пластичность |
математическая речь, математическая символика, математические понятия, задачи, фигуры и тела, сравнение и измерение величин, топологические преобразования, обратимость операций |
глазомер, преобразование форм, цвет, композиция, наблюдательность, подобие, создание синтетических конструкций |
гуманизация и гуманитаризация математики, индивидуализация, логико-эвристические аспекты мышления, внимание к мобильности психических процессов, активизация периферических процессов сознания, целостность, учебная мотивация |
Скчать полностью статью "Использование оригами в изучении геометрии" можно [здесь] или [здесь]
Теоремы Чевы и Менелая
Огромную роль в процессе изучения геометрии играют задачи. Ведь для грамотного решения просто необходимо осознанное владение теоретическим материалом. Дело не только в умении применять полученные знания на практике, но и в обратной взаимосвязи: невозможно понять теорию, не отработав материал на практике, то есть во время решения. Кроме того, все математические понятия неотрывно связаны с окружающей нас действительностью, и взаимосвязи эти раскрываются в полной мере во время решения задачи.
Приемы и методы решения геометрических задач чрезвычайно разнообразны. Интересно испробовать различные методы при решении одной задачи и провести сравнительный анализ, найти специфические недостатки и преимущества, выбрать более простое и красивое решение. Решение задачи различными методами дает возможность полнее исследовать свойства геометрических фигур. Иногда удается наткнуться на свойство, о котором в задаче ничего не говориться, или получить эффектное обобщение задачи. Решая задачу разными способами можно быть уверенным на 100% в истинности ответа. Такого сорта занятие – увлекательная работа, требующая знания различных разделов геометрии. Длительная работа над одной и той же задачей часто полезнее, чем решение нескольких задач.
Одной из ключевых фигур в геометрии является треугольник. Вот уже два с половиной тысячелетия эта фигура является символом геометрии, но это не только символ, треугольник – атом геометрии. Треугольник неисчерпаем – постоянно открываются его новые свойства. Чтобы рассказать обо всех известных его свойствах, необходим том величиной в несколько тысяч страниц.
Среди теорем о треугольниках есть такие, которые люди знают с древнейших времен, например, теорема о квадрате, построенном на гипотенузе прямоугольного треугольника, а есть и открытые совсем недавно. Даже сейчас еще появляются новые теоремы о треугольнике. Данной фигуре уделяли внимание многие выдающиеся ученые: теорема Пифагора, формула Герона, точка Торричелли, окружность Эйлера, прямая Гаусса, теорема Лейбница и Карно и т.д.
Перед данным проектом стояла цель исследовать доказательства двух теорем: теоремы Менелая и теоремы Чевы.
Скачать проект можно [здесь] или [здесь]